Конкурс русского романса открывает молодым исполнителям путь в большое искусство


8 декабря в Колонном зале Дома союзов пройдет 10-й Московский международный конкурс молодых исполнителей русского романса «Романсиада». Об особенностях проведения этого уникального культурного события рассказала корреспонденту «НВ» бессменный художественный руководитель конкурса, заслуженная артистка России Галина Сергеевна Преображенская.

- Галина Сергеевна, сколько веков насчитывает история русского романса, каковы этапы его развития? Как бы вы охарактеризовали современное состояние этого жанра?

- Наш любимый старинный русский романс не так уж стар. Первые образцы русского романса, точнее, «российской песни» появились в последние годы XVIII века. Настоящие же романсы создавались в «пушкинскую пору». Так повелось, что к «старинным русским романсам» мы причисляем сегодня даже музыку, написанную в наше время. Так, романсы Баснера, Шварца и Петрова прочно входят в концертные программы старинного романса, не говоря уж о романсах Покрасса, Прозоровского и Фомина. Вообще вопрос о стилистической определенности русского романса сложен и весьма запутан, но от этого мы любим романс не меньше.

- Как и когда возникла идея проведения конкурса русского романса?

- Вся моя творческая жизнь проходила под знаком романса. Первыми нотами, которые мне, осваивавшей азы фортепианного искусства, поставила на пульт мама, профессиональная певица, лауреат конкурса им. Глинки, солистка Московской филармонии, были ноты романса. В институте им. Гнесиных, где я училась, я сразу же была приглашена на работу в вокальные классы. Когда я стала концертмейстером Московской государственной филармонии, мне посчастливилось работать с выдающимися вокалистами, в репертуар которых входило и множество романсов, – Валентиной Левко, Белой Руденко, Анатолием Соловьяненко, Борисом Штоколовым и другими. В моей гастрольной и концертной работе у меня была возможность убедиться, что романсу открыты сердца людей самого разного возраста и социального статуса. Мне захотелось поговорить с молодежью на языке романса – и это удалось. В первый же год создания конкурса (1997) мы получили огромное число заявок на участие, и с каждым годом их число неуклонно растет.

- Как происходит отбор исполнителей и какое количество певцов станет участниками предстоящего финала? Какие страны и регионы России они будут представлять? Существуют ли возрастные ограничения для участников конкурса?

- Структура «Романсиады» довольно сложна. Финалу конкурса в Колонном зале Дома союзов в Москве предшествует череда вузовских, городских и региональных конкурсов, в которых постепенно вырисовываются кандидатуры лучших, достойных выхода в финал. Их всего 12, и это уже традиция «Романсиады» - 12 лучших из более 500 участников. В этом году в конкурсе выступят Михаил Гущенко и Максим Молчанов из Тулы, Анастасия Белукова из Москвы, Рустам Абаноков из Нальчика, Михаил Коробейников из Екатеринбурга, Евгений Балданов из Красноярска. Традиционным стало и участие в «Романсиаде» наших соседей из стран бывшего СССР. Так, в этом году москвичи услышат в Колонном зале Галину Сокольник из Минска, Джабраила Идрисова из Ташкента, Илону Тэн и Венеру Алпысбаеву из Казахстана и Виталия Мачунского из Молдовы. Все они молоды – возрастной ценз участников «Романсиады» от 17 до 28 лет, и, конечно, все они талантливы и красивы: романс требует не только богатого тембра голоса и настоящей сердечности исполнения, но и соответствия внешнего облика.

- Каковы критерии оценки исполнения романса?

- В нашем конкурсе участники должны продемонстрировать владение всеми стилями романса – классическим, салонным и современным. Манера исполнения не имеет значения: в «Романсиаде» участвуют и оперные певцы, и концертные исполнители, и актеры драмы. Критерий оценки – художественное впечатление. Сила голоса не имеет значения, но он должен быть настолько гибким и тренированным, чтобы суметь передать все движения души, все богатейшие интонационные краски романса. Прибавьте чувство стиля, хороший вкус и артистизм – и перед вами портрет лауреата «Романсиады». Конечно, идеальный – наши исполнители молоды и только начинают свой путь. Мы хотим поддержать талантливых ребят и дать им представление о безбрежной красоте романса. Отрадно видеть, с каким увлечением работают конкурсанты, как начинают чувствовать себя артистами.

- Кто входит в состав жюри конкурса?

- У нас уникальное жюри – по численности и по составу. В нем представлены прославленные исполнители во всех жанрах русского романса. Это и великий цыганский артист Николай Сличенко, и утонченная Нани Брегвадзе, и легендарная Алла Баянова, и блистательная Тамара Синявская – всего в жюри конкурса входит более 20 звезд романса.

- Как складывается дальнейшая творческая судьба конкурсантов и лауреатов? Кто из ныне известных певцов и певиц участвовали и побеждали в «Романсиаде»?

- С неподдельной гордостью могу сказать, что все наши лауреаты нашли свой достойный путь в искусстве. «Романсиада» стала для молодых исполнителей «взлетной площадкой», первой ступенью к признанию и известности. Так, в 19 лет стал лауреатом нашей первой «Романсиады» Николай Басков. Карина Сербина сегодня - одна из звезд Большого театра, Дмитрий Шумейко – ведущий артист Московской оперетты, Герман Юкавский – Камерного музыкального театра. Елена Кононенко выступила в ансамбле с Хосе Каррерасом, Диана Савельева была выбрана французскими постановщиками мюзикла «Нотр Дам» на роль Эсмеральды. Концерты ретродуэта «Бархатный сезон» и Ларисы Лусты проходят в переполненных залах. Многие лауреаты «Романсиады» сегодня уже имеют почетные звания заслуженных и даже народных артистов. Уникальна судьба Марины Поплавской. В 2004 году она, уже выступающая как оперная певица, получила Гран-при «Романсиады». Она настолько серьезно увлеклась романсом, что уже в следующем году, получив приглашение от дирекции лондонской Королевской оперы «Ковент-Гарден» стать стажером театра, прежде всего выступила в Малом зале этого театра с программой старинного романса – впервые за всю историю «Ковент-Гарден» и самого русского романса! К Марине в Лондон вылетел наш постоянный концертмейстер Виктор Фридман, и концерт состоялся под оглушительные аплодисменты публики – лондонцы оценили и музыку русского романса, и замечательное мастерство Марины. Сегодня эта молодая певица приглашена в самый прославленный театр мира «Метрополитен Опера» в Нью-Йорке.

- Насколько изменилось отношение публики к этому музыкальному жанру за последнее время? Что представляет собой аудитория поклонников русского романса?

- Мне думается, что в своей любви к романсу российская публика постоянна. Я говорю «российская», потому что иностранцы тоже весьма трепетно относятся к этому жанру. Я читала интервью с арабским журналистом, отметившим романс как одну из музыкальных достопримечательностей России и удивляющимся, как мало звучит он на радио и в телеэфире у себя на родине. В гастрольных поездках за рубежом я тоже видела значительный интерес публики к романсу, а в США, в штате Теннеси, один из устроителей концерта, американец по рождению, просил моих солистов «исполнить романс правильно» - то есть «с паузами». Это было забавно, но довольно точно по сути – в романсе мы ждем от исполнителя «работы души», проживания каждого слова и паузы, наполненной смыслом. Сегодня «работа души» у нас в России – не формат. Обыватель должен веселиться и развлекаться, что он и делает часами у телеэкрана. Но – «когда обыватель подчинит себе всё, нам нужна будет новая аристократия, на знамени которой будет написано единственное слово – БЛАГОРОДСТВО». Эти прекрасные слова сказал Фридрих Ницше, предвидевший духовную ситуацию нашей современности. Однако это взгляд на нашу публику с телеэкрана. Залы на романсовых концертах переполнены. Богатые люди, задающие тон, начали создавать в своих домах музыкальные салоны, где в первую очередь звучат романсы. Попсовики кинулись в романсовую пучину за доступными и яркими мелодиями, правда, безбожно уродуя затем их смысл. Но все же это знак – романс жив и переживает новый ренессанс. В этом есть и вклад «Романсиады», на знамени которой написано одно слово – БЛАГОРОДСТВО.
Наверх