Галина Преображенская: Работаю, потому что верую, отстаиваю и защищаю
Новости - Романсиада
08.02.2016 15:53

Пожалуй, ничто не способно понять и выразить русскую душу так точно и глубоко, как русский романс. И мало кто сегодня знает об этом удивительном жанре столько, сколько Заслуженная артистка России Галина Преображенская.

GSPreobrazhenskayaМногие называют ее «королевой Романсиады». И не только за великолепное исполнение, за создание уникального конкурса. Эта удивительная женщина обладает еще и незаурядной силой характера, стремлением во что бы то ни стало сохранить русскую вокальную культуру вместе с ее традициями.

Наш сегодняшний разговор – с Заслуженной артисткой России, Заслуженным деятелем искусств РФ, музыковедом, концертмейстером, создателем и художественным руководителем Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» Галиной Преображенской.

– Галина Сергеевна, конкурс «Романсиада» существует в России не одно десятилетие, и у истоков его стояли именно вы. Расскажите, с чего все начиналось? Для кого организован этот конкурс и изменилась ли как-то «Романсиада» за последние годы?

Как ни покажется странным, все началось с обычной гастрольной поездки в периферийный город – я когда-то, в качестве пианистки-концертмейстера, очень много гастролировала. Одной из площадок, на которой пришлось выступать, оказалось ПТУ для трудновоспитуемых подростков за 127 километров от областного центра.

Я много раз уже рассказывала об этом и даже издала книжечку под названием «Заметки на полях романса», где подробно описываю «роковую» встречу. Не буду пересказывать, лишь скажу кратко, что все закончилось дружеским братанием артистов и юных сорванцов – моя солистка была молода, прекрасна и изумительно пела романсы, а молодежь оказалась не такой уж безнадежной: в конце встречи к сцене протопал паренек в тяжелых грязных ботинках и сказал: «Вы это… того… оставайтесь на дискотеку».

Сегодня мне кажется, что именно в тот момент я особенно поняла всеобъемлющую силу романса и решила, что можно попробовать заинтересовать им если не вообще молодежь, то хотя бы молодых исполнителей. И это удалось: сегодня в конкурсе ежегодно принимают участие сотни студентов творческих вузов и начинающих артистов театров. Их возраст – от 17 до 28 лет, но, думаю, верхнюю планку придется снизить. Конкурс очень помолодел, и если в первые годы пели в основном 24-25-летние, то сегодня больше половины участников - 17-20-летние. Причем это вовсе не детское пение – многие демонстрируют значительное мастерство и понимание стиля.

Далеко не буду за примером ходить: в декабре на «Романсиаде-2015» среди победителей оказался 17-летний мальчик, уникальное явление: и голос, и внешность, и вокальная культура, и то, чему научить нельзя – обаяние и талант. Запомните имя – Игнат Изотов, ученик музыкальной школы из Казани.

– Сейчас в моде хорошо и профессионально петь, свидетельством чему – различные телепроекты, которые показывают в самое рейтинговое время. Какое место среди других певческих конкурсов вы бы отвели «Романсиаде»?

Если вы про телевидение, то, как видите, нас там нет. Хотя лауреаты «Романсиады» растащены по всевозможным телепрограммам, но упоминать ни конкурс, ни его созидательную работу не разрешается. Это понятно, ведь по сценарию исполнителя должны «открыть» и «научить» прямо в эфире. Особенно свирепствует канал «Культура». Редактор канала не раз объясняла нашим лауреатам: «У нас на канале ЗАПРЕЩЕНО произносить слово «Романсиада». Это – конкуренты».

Идея, конечно, порочная, но выяснять отношения, тем более в прессе – не мой принцип. У каждого свое видение, своя линия, своя любовь и нелюбовь. Никто мне ничем не обязан, я могу предъявлять требования только к себе, и моё только то, что удалось сделать самой. Поэтому приглашаю в наш видеозал на сайте «Романсиады», а чуть позже – и слушать наше «фирменное» радио.

А если вы о месте среди певческих конкурсов вообще, то я бы отвела «Романсиаде» ее достойное место первооткрывателя и друга: «Романсиаде» нравится находить и поддерживать талантливых молодых артистов и с радостью выпускать их в свободное плавание и высокий полет.

– Вас многие называют истинной хранительницей традиций русского романса, да и вообще российской культуры. Почему для вас это так важно?

Как вы это круто… «Вообще российской культуры»… Я просто как Соня из чеховского «Дяди Вани» - верую, что мы увидим небо в алмазах. И хочется самой успеть увидеть. Работаю, потому что верую, отстаиваю и защищаю, как могу, сколько есть возможности. Не может, и не должно, и не имеет права исчезнуть ни одно из сокровищ нашей культуры во имя креативных потуг бездарных людей.

– Вы не раз писали письма, что называется, «на высший уровень» с просьбой так или иначе поддержать русский романс. Какая поддержка нужна ему на сегодняшний день?

Главная поддержка романсу – появление новых ярких исполнителей, способных увлечь людей, влюбить их в себя, а значит, и в жанр, а затем повести за собой, приобретая всё новых сподвижников, придавая жанру новые силы и развитие. «Романсиада» открыла немало таких имен и продолжает открывать. Внимание руководства – это престиж, авторитет для любого дела, это привлекает людей. И мы бы хотели такого внимания.

Год назад я обратилась к высшему руководству с просьбой об учреждении в России «Дня русского романса», который смог бы стать в один ряд с такими датами, как «День Земли», «День воды», «День русского языка». У русского романса немало заслуг перед Отечеством, ничуть не меньше, чем у амурского тигра, у которого есть свой «День». У романса благородные задачи – обратиться к сердцу людей, заставить «души трудиться». Могучая сила соборности, рождающей доброту и сострадание.

Конечно, путь нелегкий, поэтому, перефразируя известную пословицу, прошу: поддержите сильного, идущего в гору, стремящегося думать и чувствовать – слабые весело скатываются с горы в могучей компании производителей цинизма и пошлости.

– Расскажите, как пройдет в этом году концерт «Звезды «Романсиады» в Кремле» 30 января?

Я очень волнуюсь, потому что хочу, чтобы концерт и запомнился, и подтвердил правомерность моей просьбы к Президенту РФ об учреждении в России «Дня русского романса». Поэтому, прежде всего, хочу еще раз показать, что романс – отнюдь не нафталинный умирающий жанр, в какой его стараются записать наши креативные создатели композиций из консервных банок и рваных ботинок.

Петь будут самые яркие лауреаты «Романсиады», молодые, прекрасные и увлеченные, и будут звучать лучшие романсы нашего века – и поры советской, и недавно созданные шедевры.

Приходите, поддержите, давайте будем все вместе, и, может быть, последняя суббота января станет новым любимым праздником – «Днем русского романса»!

Автор: Анна Куликова

Оригинал статьи - Сетевое издание «Большая Москва»